Психология цвета

Психология цвета и влияние цветов на поведение online пользователей — один из самых интересных и противоречивых аспектов веб-маркетинга. Причина этой противоречивости кроется в том, что большинство распространенных утверждений о влиянии определенного цвета на конверсию и продажи базируется на отчаянно смелых догадках и опрометчивых выводах из «исследований» анонимных «известных ученых», откровенных рекламных спекуляциях и прочей столь же солидной «научной базе».

В нашем новом посте мы попытаемся внести некоторую ясность в этот по-настоящему интригующий аспект человеческого поведения, рассмотрев самые надежные и достоверные исследования по теории цвета как фактора убеждения.
Психология цвета: заблуждения, слухи, спекуляции

Итак, почему психология цвета вызывает столько споров при почти полном отсутствии достоверных верифицируемых данных?

Исследователи из Тиссайдского политехнического университета (Teesside Polytechnic University, Великобритания) в своем докладе «Психология цвета: критическое обозрение» (Color psychology: a critical review) провозглашают следующее: такие элементы восприятия как личные предпочтения, опыт, воспитание, культурные различия, контекст и т. д. часто нивелируют эффект воздействия отдельного конкретного цвета на индивидуума. Посему безапелляционные утверждения, что желтый или фиолетовый цвет способны гарантированно вызвать у человека конкретную эмоцию, точны примерно как предсказание будущего по картам Таро.
Масла в огонь споров подливают самозваные «психологи» (в лучшем случае честно заблуждающиеся энтузиасты-недоучки, в худшем — откровенные шарлатаны), приводящие в доказательства правоты своих умозаключений «потрясающие факты» типа «Желтый цвет психологически — самый счастливый в цветовом спектре» или же «Желтый — цвет золота. Желтая CTA-кнопка утроит количество продаж твоего товарного лендинга!».

Однако не все так безнадежно: существуют вполне серьезные академические исследования, посвященные роли цвета в процессе мотивации пользователя.
Важность цвета в брендинге

Один из наиболее важных вопросов практики брендинга связан именно с восприятием цвета. На эту тему проведено множество серьезных научных исследований, написано немало объективных статей — есть на что опереться для того чтобы сделать сколь-нибудь честные и взвешенные выводы.

Результатом многочисленных попыток классифицировать индивидуальные реакции пользователей на различные цвета стала, например, эта вот «карта соотношения цветов и эмоций», уже знакомая читателям нашего блога:
Какой бы логичной (и красивой) не казалась бы эта карта, правда заключается в том, что индивидуальное восприятие цвета слишком зависит от личного опыта каждого пользователя, чтобы его персональная эмоциональная реакция на определенный цвет могла считаться универсальной.

Однако существуют широко распространенные поведенческие паттерны, связанные с восприятием цвета. Цвета, например, играют довольно существенную роль в брендинге и продажах. В отчете «Влияние цвета на маркетинг» (Impact of color on marketing) утверждается, что до 90% покупателей выносят поспешные суждения о товаре, основывая его только на цвете продукта (этот вывод справедлив только для определенных категорий товаров).