Как научиться разбираться в людях

В процессе общения может очень пригодиться умение разбираться в людях. Умение разбираться в людях – это целая наука, она рассказывает, как понять и правильно расценить сложный характер человека, осознать его принципы и мотивы. Важно научиться понимать поведение человека, с которым приходится иметь дело. И всё же сделать это не так уж и сложно, понадобится только терпение и умение наблюдать.

Правила понимания людей.

Эмоции и чувства. Есть люди с повышенным и пониженным эмоциональным фоном. Эмоциональному человеку важно, чтобы его выслушали. Благодаря выплеснутым эмоциям такого человека проще понять, он не скрывает своего отношения к происходящему. Только не стоит принимать слишком близко к сердцу его взволнованные речи: он склонен к преувеличениям. Неэмоциональные люди не испытывают и не выражают таких сильных эмоций, зато свое отношение к окружающему миру они выражают спокойно и взвешенно, хорошенько поразмыслив. Их труднее понять: кто знает, что скрывается за почти непроницаемым лицом. Но если правильно задать вопрос, Вы получите аргументированный и обстоятельный ответ, и вот тогда может оказаться, что человек, отпугивающий своей неразговорчивостью (откуда знать, что он там думает!) окажется милейшим эрудитом или просто приятным ненавязчивым собеседником. Среди таких людей встречаются прекрасные разведчики и учёные.
Настроение. Люди с приподнятым настроением наполняют позитивом и окружающих. Их день задался уже с утра, они щедро делятся своей позитивной энергией, невольно «заряжая» ею всех вокруг. Если поддержать этот огонёк, хорошо будет всем. Если погасить колким замечанием – он может погаснуть. Ну и кому от этого будет хорошо? Правда, носители приподнятого настроения, возможно, не смогут в полной мере вникнуть в чужую беду и разделить её, так как подсознательно они будут стараться сохранить своё хорошее настроение. Но ведь зато от одного их вида Вам хочется улыбнуться, а улыбка творит чудеса! У людей, настроенных негативно, напротив, утро, видимо, не задалось. Избегать их или попробовать помочь? Возможно, стоит спросить у такого человека, как идут его дела? Возможно, дав ему выговориться (при этом совсем не обязательно глубоко сопереживать), Вы поможете взглянуть на проблему «со стороны» и даже найти решение, а возможно, просто поможете снять стресс, после чего получите удовлетворение от того, что сумели помочь человеку. А может, в данный период времени его просто нужно оставить в покое, потому что он переживает переломный этап в жизни. И тогда не нужно ни о чём расспрашивать, а просто оказать внимание и расположение, помогая в мелочах или угостив чем-нибудь вкусненьким.
Влияние. Если после общения Вы чувствуете, что человек оказывает на Вас давление, необходимо выяснить причины такого поведения. Поговорите с ним – его реакция подскажет Вам причины и цели. Попробуйте поставить себя на его место. Это поможет выработать правильную линию поведения и либо понять, что у каждого бывают такие минуты, и проявить терпение и понимание, либо постараться уклониться от контакта, избегая давления и конфликта.
Интересы. Обратите внимание, если Ваш собеседник пытается повторять и копировать Вас. Причиной этого может быть как то, что человек испытывает к Вам симпатию и (или) хочет у Вас чему-то научиться, что-то перенять, так и то, что он собирается «подстроиться» под Вас с целью манипулирования. В первом случае человек всегда будет рад похвалить Вас, если представится такая возможность, и поблагодарить. Во втором – попытается убедить Вас сделать то, что ему нужно.
Это лишь небольшая часть наблюдений, которые могут пригодиться в жизни, облегчая общение. На сегодняшний день существует множество книг и психологических пособий, помогающих научиться разбираться в людях, ведь эти знания помогают лучше понять собеседника, принять его индивидуальность, а также выстроить взаимоотношения на основе взаимного приятия и уважения.